Внеурочная деятельность


Что такое внеурочная деятельность?

Министерство Просвещения по данному вопросу было категорично:

Внеурочная деятельность – это часть образовательной программы (образовательная программа состоит из урочной и внеурочной деятельности). Образовательная программа является обязательной к освоению.

Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, которая направлена на достижение планируемых результатов освоения ООП. Ее организуют в неурочных формах, которые школа определяет самостоятельно. Например, исследовательская деятельность, соревнования, экспедиции, практики, экскурсии, деловые игры, походы и пр. (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).

Школьники не могут отказаться их  посещать, так как внеурочная деятельность обязательна (письма Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672Минпросвещения от 05.09.2018 № 03-ПГ-МП-42216). 

Добросовестно выполнять образовательную программу – обязанность учащихся (ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения обучающимся планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости её организации.


Основные направления внеурочной деятельности

 - спортивно-оздоровительное;

 - общеинтеллектуальное;

 - духовно-нравственное;

 - общекультурное;

 - социальное.


Ответы на часто задаваемые вопросы по организации внеурочной деятельности


Вопрос

​Ответ

​В каких документах введено понятие «внеурочная деятельность»?

П. 16 ФГОС НОО (приказ МОиН РФ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»)

П. 13 ФГОС ООО (приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»)

П.13 ФГОС СОО (Приказ МОиН РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями)​

​Что понимается под внеурочной деятельностью?

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы

​Обязательна ли внеурочная деятельность?


​Да, образовательное учреждение обязано организовать внеурочную деятельность.

П. 16 ФГОС НОО: основная образовательная программа начального общего образования реализуется через учебный план и внеурочную деятельность.

П.13 ФГОС СОО: основная образовательная программа среднего общего образования реализуется через учебный план и внеурочную деятельность.

П. 13 ФГОС ООО: основная образовательная программа основного общего образования реализуется через учебный план и внеурочную деятельность.

​Какова основная цель внеурочной деятельности?Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь - это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.​
​Каковы основные задачи внеурочной деятельности?

Задачи внеурочной деятельности:

-   обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе

-   оптимизировать учебную нагрузку обучающихся

-   улучшить условия для развития ребенка

-   учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося​

​Какое количество часов отводится на организацию внеурочной деятельности?

Внеурочная деятельность является обязательной для образовательного учреждения, должна найти отражение в образовательной программе школы, но она не включается в учебный план, а ее количество не определяется в часах аудиторной нагрузки.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение. Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом общеобразовательного учреждения.

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении максимально допустимой учебной нагрузки учащихся.

Министерством образования и науки РФ рекомендовано при комплектовании часов внеурочной деятельности руководствоваться нормативами ФГОС НОО, в которых отмечается, что время, отводимое на внеурочную деятельность составляет до 1350 часов. Нижняя граница часов определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно в соответствии с его спецификой и построенной моделью внеурочной деятельности

​Сколько часов в  неделю должно быть?​В условиях введения ФГОС образовательная программа общеобразовательного учреждения состоит из обязательной части и части формируемой участниками образовательного процесса, в которую входит внеурочная деятельность, обеспечивающая реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Количество часов, отводимое на внеурочную деятельность нефиксированное, что позволяет рационально планировать занятость обучающихся в течение дня.

Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) в 1-11 классах независимо от продолжительности учебной недели должен быть не более 10 часов

Устанавливается ли минимальный и максимальный порог количества часов на внеурочную деятельность?​​Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу. Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяет образовательное учреждение самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально- технических и других условий.
​​Как проверить соотношение частей?Допустим, в учебном плане на уровне ООО в обязательной части у вас 5270 часов, в формируемой – 578, а в плане внеурочной деятельности – 1700. Получается, формируемая часть – 2278. Это сумма часов формируемой части учебного плана и плана внеурочной деятельности.
Общее количество часов, которое отводится на изучение программы, – 7548.
Теперь надо проверить соотношение частей. Для этого разделите количество часов обязательной части программы на общее количество часов на изучение программы, округлите до одного знака после запятой по правилам математического округления и умножьте на 100 : 5270 : 7548 × 100 = 70.
Получаем 70 процентов – значит, соотношение выдержано​.
​Какие существуют виды внеурочной деятельности?

Виды внеурочной деятельности:

-   Познавательная

-   Игровая

-   Трудовая (производственная) деятельность

-   Досугово-развлекательная деятельность

-   Спортивно-оздоровительная деятельность

-   Туристско-краеведческая деятельность

-   Художественное творчество

-   Социальное творчество (социально преобразовательная деятельность)

-   Проблемно-ценностное общение

​Можно ли внеурочную деятельность реализовывать дистанционно

Да, можно.

Внеурочная деятельность – часть основной образовательной программы. Реализуется дистанционно, также как и уроки. Используя электронные образовательные платформы. Например, образовательную платформу «Учи.ру», профориентационный портал «Билет в будущее».​

​Какие существуют формы организации внеурочной деятельности?

Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты. Внеурочная деятельность организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других. Аудиторных занятий не должно быть более 50%

При отборе содержания и видов деятельности детей в том или ином объединении учитываются интересы и потребности самих детей, пожелания родителей, рекомендации школьного психолога, опыт внеурочной деятельности педагога. Содержание примерных программ внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития интересов, обучающихся от увлеченности до компетентного социального и профессионального самоопределения.

Программы организации внеурочной деятельности учащихся предполагают, как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий (не более 10 часов в неделю на ученика), так и организацию занятий крупными блоками (фестивали, экспедиции, конкурсы, слеты, соревнования и т.п.) в любое время вне учебных занятий, в том числе и в группах продленного дня.

​Кто определяет формы организации внеурочной деятельности?​Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение самостоятельно.
​Какую категорию обучающихся можно полностью освободить от внеурочной деятельности?​Любого ребенка по состоянию здоровья, например, дети, обучающиеся на дому. В отчетах необходимо показать причину освобождения «по состоянию здоровья».
Можно ли освободить от часов внеурочной деятельности детей, профессионально занимающихся в учреждениях дополнительного образования, культуры и спорта?​​Да. Этот вопрос решается каждым образовательным учреждением самостоятельно.

Ребенка освобождают не от всей внеурочной деятельности, а только от дополнительных аудиторных часов.

При освобождении таких детей при отчетах необходимо показать, что внеурочная деятельность для данной категории детей организована не только ресурсами образовательного учреждения, но и родителями (законными представителями) самостоятельно.

Зачет  занятий  в  организациях  дополнительного  образования в  качестве  внеурочной  деятельности  носит заявительный характер и происходит на  основании  заявления от родителя (законного представителя) и предоставления  справки  от организации  дополнительного  образования  о недельной  нагрузке  обучающегося.

​Можно ли считать внеурочную деятельность и дополнительное образование один и тем же?

Нет.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь - это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

При организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях целесообразно использовать разнообразные формы организации деятельности обучающихся (экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.), которые отличны от организационных форм в урочной системе обучения.

Несомненно, внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей выступают различные факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. В зависимости от целей и задач, решаемых ими, содержания и методов работы их можно отнести и к той и к другой сфере образовательного процесса.

Однако следует помнить о том, что дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительной образовательной программы.

Вместе с тем необходимо учитывать опыт организации образовательного процесса, сложившийся в системе дополнительного образования по развитию мотивации личности к познанию и творчеству младших школьников, соблюдать современные требования действующих нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

В соответствии со ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса в рамках, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации в области образования.​

Положение о внеурочной деятельности.

Анкета для родителей (законных представителей)

Анкеты для учащихся