Внеурочная деятельность
Что такое внеурочная деятельность?
Министерство Просвещения по данному вопросу было категорично:
Внеурочная деятельность – это часть образовательной программы (образовательная программа состоит из урочной и внеурочной деятельности). Образовательная программа является обязательной к освоению.
Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, которая направлена на достижение планируемых результатов освоения ООП. Ее организуют в неурочных формах, которые школа определяет самостоятельно. Например, исследовательская деятельность, соревнования, экспедиции, практики, экскурсии, деловые игры, походы и пр. (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).
Школьники не могут отказаться их посещать, так как внеурочная деятельность обязательна (письма Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672, Минпросвещения от 05.09.2018 № 03-ПГ-МП-42216).
Добросовестно выполнять образовательную программу – обязанность учащихся (ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения обучающимся планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости её организации.
Основные направления внеурочной деятельности
- спортивно-оздоровительное;
- общеинтеллектуальное;
- духовно-нравственное;
- общекультурное;
- социальное.
Ответы на часто задаваемые вопросы по организации внеурочной деятельности
Вопрос | Ответ |
В каких документах введено понятие «внеурочная деятельность»? | П. 16 ФГОС НОО (приказ МОиН РФ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования») П. 13 ФГОС ООО (приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования») П.13 ФГОС СОО (Приказ МОиН РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями) |
Что понимается под внеурочной деятельностью? | В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы |
Обязательна ли внеурочная деятельность? | Да, образовательное учреждение обязано организовать внеурочную деятельность. П. 16 ФГОС НОО: основная образовательная программа начального общего образования реализуется через учебный план и внеурочную деятельность. П.13 ФГОС СОО: основная образовательная программа среднего общего образования реализуется через учебный план и внеурочную деятельность. П. 13 ФГОС ООО: основная образовательная программа основного общего образования реализуется через учебный план и внеурочную деятельность. |
Какова основная цель внеурочной деятельности? | Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь - это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов. |
Каковы основные задачи внеурочной деятельности? | Задачи внеурочной деятельности: - обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе - оптимизировать учебную нагрузку обучающихся - улучшить условия для развития ребенка - учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося |
Какое количество часов отводится на организацию внеурочной деятельности? | Внеурочная деятельность является обязательной для образовательного учреждения, должна найти отражение в образовательной программе школы, но она не включается в учебный план, а ее количество не определяется в часах аудиторной нагрузки. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение. Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом общеобразовательного учреждения. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении максимально допустимой учебной нагрузки учащихся. Министерством образования и науки РФ рекомендовано при комплектовании часов внеурочной деятельности руководствоваться нормативами ФГОС НОО, в которых отмечается, что время, отводимое на внеурочную деятельность составляет до 1350 часов. Нижняя граница часов определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно в соответствии с его спецификой и построенной моделью внеурочной деятельности |
Сколько часов в неделю должно быть? | В условиях введения ФГОС образовательная программа общеобразовательного учреждения состоит из обязательной части и части формируемой участниками образовательного процесса, в которую входит внеурочная деятельность, обеспечивающая реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Количество часов, отводимое на внеурочную деятельность нефиксированное, что позволяет рационально планировать занятость обучающихся в течение дня. Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) в 1-11 классах независимо от продолжительности учебной недели должен быть не более 10 часов |
Устанавливается ли минимальный и максимальный порог количества часов на внеурочную деятельность? | Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу. Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяет образовательное учреждение самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально- технических и других условий. |
Как проверить соотношение частей? | Допустим, в учебном плане на уровне ООО в обязательной части у вас 5270 часов, в формируемой – 578, а в плане внеурочной деятельности – 1700. Получается, формируемая часть – 2278. Это сумма часов формируемой части учебного плана и плана внеурочной деятельности. Общее количество часов, которое отводится на изучение программы, – 7548. Теперь надо проверить соотношение частей. Для этого разделите количество часов обязательной части программы на общее количество часов на изучение программы, округлите до одного знака после запятой по правилам математического округления и умножьте на 100 : 5270 : 7548 × 100 = 70. Получаем 70 процентов – значит, соотношение выдержано. |
Какие существуют виды внеурочной деятельности? | Виды внеурочной деятельности: - Познавательная - Игровая - Трудовая (производственная) деятельность - Досугово-развлекательная деятельность - Спортивно-оздоровительная деятельность - Туристско-краеведческая деятельность - Художественное творчество - Социальное творчество (социально преобразовательная деятельность) - Проблемно-ценностное общение |
Можно ли внеурочную деятельность реализовывать дистанционно | Да, можно. Внеурочная деятельность – часть основной образовательной программы. Реализуется дистанционно, также как и уроки. Используя электронные образовательные платформы. Например, образовательную платформу «Учи.ру», профориентационный портал «Билет в будущее». |
Какие существуют формы организации внеурочной деятельности? | Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты. Внеурочная деятельность организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других. Аудиторных занятий не должно быть более 50% При отборе содержания и видов деятельности детей в том или ином объединении учитываются интересы и потребности самих детей, пожелания родителей, рекомендации школьного психолога, опыт внеурочной деятельности педагога. Содержание примерных программ внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития интересов, обучающихся от увлеченности до компетентного социального и профессионального самоопределения. Программы организации внеурочной деятельности учащихся предполагают, как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий (не более 10 часов в неделю на ученика), так и организацию занятий крупными блоками (фестивали, экспедиции, конкурсы, слеты, соревнования и т.п.) в любое время вне учебных занятий, в том числе и в группах продленного дня. |
Кто определяет формы организации внеурочной деятельности? | Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение самостоятельно. |
Какую категорию обучающихся можно полностью освободить от внеурочной деятельности? | Любого ребенка по состоянию здоровья, например, дети, обучающиеся на дому. В отчетах необходимо показать причину освобождения «по состоянию здоровья». |
Можно ли освободить от часов внеурочной деятельности детей, профессионально занимающихся в учреждениях дополнительного образования, культуры и спорта? | Да. Этот вопрос решается каждым образовательным учреждением самостоятельно. Ребенка освобождают не от всей внеурочной деятельности, а только от дополнительных аудиторных часов. При освобождении таких детей при отчетах необходимо показать, что внеурочная деятельность для данной категории детей организована не только ресурсами образовательного учреждения, но и родителями (законными представителями) самостоятельно. Зачет занятий в организациях дополнительного образования в качестве внеурочной деятельности носит заявительный характер и происходит на основании заявления от родителя (законного представителя) и предоставления справки от организации дополнительного образования о недельной нагрузке обучающегося. |
Можно ли считать внеурочную деятельность и дополнительное образование один и тем же? | Нет. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь - это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. При организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях целесообразно использовать разнообразные формы организации деятельности обучающихся (экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.), которые отличны от организационных форм в урочной системе обучения. Несомненно, внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей выступают различные факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. В зависимости от целей и задач, решаемых ими, содержания и методов работы их можно отнести и к той и к другой сфере образовательного процесса. Однако следует помнить о том, что дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительной образовательной программы. Вместе с тем необходимо учитывать опыт организации образовательного процесса, сложившийся в системе дополнительного образования по развитию мотивации личности к познанию и творчеству младших школьников, соблюдать современные требования действующих нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения. В соответствии со ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса в рамках, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации в области образования. |
Положение о внеурочной деятельности.